Архив за месяц: января 2022

ПРАВОСЛАВИЕ О СУЕВЕРИИ

МАТЬ НА ГЛАЗАХ У ДЕТЕЙ УТОНУЛА В НЕОБОРУДОВАННОЙ ПРОРУБИ. ЕЩЁ РАЗ О КУПАНИИ НА КРЕЩЕНИИ

В Ленинградской области на Крещение случилась трагедия — во время купаний в необорудованной проруби на реке Оредеж утонула 40-летняя мама двоих детей. Несчастный случай сняли на видео очевидцы: на кадрах видно, как женщина прыгает в прорубь и сразу же исчезает подо льдом. Ей на помощь бросаются родственники, но безрезультатно. На месте трагедии не было спасателей и медиков, а также правильного освещения.

Последние секунды жизни молодой женщины, мамы двоих детей. Я с трудом смог досмотреть до конца. Не смотрите это видео, если у вас слабая нервная система.

У меня в связи со случившейся трагедией возникло несколько вопросов:
1. Если это река, и там, как пишут, заметное течение, почему организаторы не поставили ограждающие сетки?
2. Ну зачем, зачем прыгать, если можно было спуститься по лестнице?
3.Что за интерес приезжать обязательно отдельно, дикарями, когда уже нет ни МЧС, ни спасателей, ни скорой?

Я сам окунался в прорубь с 1998 года каждый год, 20 лет подряд, и всегда воспринимал это как некий духовный подвиг. Причем для меня это всегда было действительно преодолением себя — я от природы очень худого телосложения, и страшно мерзну зимой даже в теплой одежде, если не двигаюсь. После ныряния в прорубь каждый раз долго приходил в себя.

Несколько лет назад я пересмотрел свое отношение к этому действу. Это весело (если никто не тонет, конечно), зажигательно — но это не имеет никакого отношения к смыслу праздника Богоявления Господня. Показательно, что среди постоянных прихожан практика купания в проруби характерна для недавно воцерковившихся людей, и постепенно уменьшается с ростом стажа пребывания в Церкви.

Приходит осознание того, что окунание в ледяную воду ровным счетом ничего не дает в духовном плане, и наоборот — даже вредит, побуждая превозноситься над якобы «маловерными», которые не решились, то есть пробуждает в человеке гордость.

Купание в проруби (если речь не идет о регулярных закаливающих процедурах под контролем специалистов) превратилось скорее в драйвовый флешмоб для «реальных пацанов» и крутых девчонок — он дает очень мощный эмоциональный отклик, физиологически сравнимый даже с употреблением психоактивных веществ.

Происходит резкий выброс адреналина и дофамина, вызывающий кратковременную эйфорию, идет сильнейшая встряска нервной системы — это все очень необычные ощущения — но при условии, что у вас нет проблем с сердцем и сосудами, тромбов, не было сотрясения мозга (т.к. возможен эпилептический припадок), и тому подобного.

Врачи скорой помощи могут поделиться статистикой — инфаркты, судороги, обморожения каждый год. То есть это даже не ЗОЖ, так как результаты чаще всего противоположные. Скорее проверка себя на слабо́ — окунулся? Мужик!

Люди часто описывают свои ощущения как: «Ух! благодать!» Но в реальности это чисто физиологические процессы, вызванные температурным шоком и сильным стрессом для нервной системы. Это не духовные и не благодатные ощущения.

Какой вывод я в связи с этим могу сделать: если люди хотят зимой прыгнуть в прорубь, их вряд ли что-то остановит. Но не надо подводить под это какие-то религиозные, духовные мотивы. «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4:7) — говорит Священное Писание.

Исторически вода на Богоявление Господне освящалась для совершения таинства крещения новых членов Церкви. Потом ее стали освящать отдельно от крещения, для домашнего употребления. Это было связано с ослаблением литургического сознания Церкви, с непониманием центральной роли Евхаристии и попыткой найти некую замену участию в таинстве преломления хлеба. Ну, это другой разговор.

Зимние купания — это по сути народный обычай, возникший относительно недавно.

Для верующего человека они совершенно необязательны, и в принципе сами по себе весьма опасны для неподготовленного организма.

Я не понимаю тех священнослужителей, которые прямо агитируют идти и окунаться в проруби. Они готовы взять на себя ответственность за подобные случаи? Ведь эту прорубь кто-то делал, а потом, наверное, и освящал — неужели никто не задался вопросом о том, что человек может элементарно упасть, и его затянет под лед?

Круговая безответственность. Особенно жаль детей, все произошло у них на глазах…

Священник Виктор Гавриш

https://www.pravmir.ru/mat-na-glazah-detej-utonula-v-neoborudovannoj-prorubi-eshhe-raz-o-kupaniyah-na-kreshhenie/

 

Новые поручни в Каргатском Храме.

This gallery contains 3 photos.

17 января, к Празднику Крещения Господня на центральном входе храма Святого Илии Пророка г. Каргата установили удобные хромовые поручни с коваными поддержками. Два года назад, пожилые прихожане обратились к настоятелю храма с просьбой установить поручни, потому что тяжело подниматься и спускаться по крутым ступенькам центрального входа в храм без поддержки. Только сейчас это получилось осуществить. Благодарю всех, кто откликнулся на просьбу священника Максима и помог собрать необходимые средства на это доброе дело. В планах есть желание установить подъемный пандус для людей с ограниченными возможностями на инвалидной коляске. Но для этого надо найти финансирование на сумму 650000 рублей.

WhatsApp Image 2022-01-20 at 23.50.11 (1) WhatsApp Image 2022-01-20 at 23.50.11 WhatsApp Image 2022-01-20 at 23.50.10

Протоиерей Андрей Ткачев про Крещенские купания.

https://youtu.be/I9Psi3sD48g

Есть народная традиция — купаться.

Есть народная традиция — купаться. Вместе с гаданиями на святки обе эти традиции являются языческими. Христиане никогда в прорубь не лазили. Православные должны в этот день быть в храме.

А сегодня люди вместо того, чтобы идти на богослужение, причащаться святых Христовых тайн, идут и окунаются в прорубь с визгом и воплями. И проблема заключается в том, что очень многие священнослужители считают, что эта традиция благодатная, поддерживают её, объясняя это желанием подражать примеру Христа, а также примеру палестинцев, купающихся в реке Иордань. Но в той климатической зоне это делать гораздо безопаснее, потому что там нет таких холодов, как в России.

Этот народный обычай невозможно оправдать и верованием в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в этот день. Потому что купаться зимой — это всё равно, что требовать от Бога какого-то чуда, или совершенно пренебрегать собственным здоровьем.

Меня часто спрашивают, почему я против крещенских купаний. Это не моё личное мнение, это — из постановления Священного Синода.

Павел Островский — священнослужитель, проповедник, миссионер, участник проекта “Батюшка – онлайн”, руководитель благотворительной организации «Добрые дела».

https://zen.yandex.ru/media/smotrivsebja/sviazano-li-krescenie-s-kupaniem-v-prorubi-obiasniaiut-sviascenniki-61deaec56d9a2c6755ba3e70

ПОЧЕМУ Я ПРОТИВ КРЕЩЕНСКИХ КУПАНИЙ

Да, я против крещенских купаний. Почему?

Первое. Это неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно. Риск, который вступает в противоречие с Евангелием. Христос отвечает искушающему диаволу: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Хочешь быть последователем Христа – не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. (Известны случаи, когда люди сильно простужались и даже умирали после такого купанья.) Противоречит Евангелию и ссылка на то, что благодатная сила освящённой воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Что в этом плохого?! А вот что повествует Евангелие: «…И требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?..» (Мк. 8:11-12); «Но Он сказал им в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…» (Мф. 12:39; 16:4).

Второе. Купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. Откройте «Настольную книгу для священноцерковнослужителей» С.В.Булгакова: «К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах» (издание 1913 г., стр. 21).

Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается другим образом и с соответствующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «причащающихся (благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне. Для меня купание в «иордани» ассоциируется с неприятными слухами о том, что якобы где-то на молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком и с былями об особой категории людей, принимающих ванны с шампанским; кстати, эта когорта повсеместно участвует в крещенских купаниях, и их-то можно понять: им и жизнь скучна, своей религией они избирают дремучее суеверие и на святыню им плевать. Третье. Крещенское купание – это рассадник суеверия. Снова обратимся к С.В.Булгакову: «Купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов» (стр. 24). Ему вторит и видный фольклорист XIX века А.А.Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий в книге «Народная Русь»: «Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, – чтобы очиститься от греховной скверны в освящённой воде; купаются и просто – «для здоровья». Последнее, однако, далеко-таки не всегда оправдывается на деле» (глава «Крещенские сказанья»).

Чем же отвечает наш Символ Веры? «Верую во едино крещение во оставление грехов».

Послушайте, почитайте, посмотрите в Интернете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповедническим материалом, посвящённым Богоявлению. Общего не найдёте. А сколько таких людей, которые самоудовлетворятся крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, но более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха.

Четвёртое. Крещенские купания для Русской Православной Церкви не традиционны, не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. Отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке литургики в Московской духовной семинарии рассказывал нам об одном батюшке, который нарочно «выранивал» крест в прорубь, чтобы окунуться самому; нам он преподавал это в качестве отрицательного примера. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о крещенских купаниях!

Описав суеверный обычай крещенского купания, С.В.Булгаков заключает: «Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены» (стр. 25). Поэтому я категорически против крещенских купаний.

Поздравляю всех православных с наступающим праздником Крещения Господня!

Епископ Домодедовский Евтихий

https://pravoslavie.ru/44207.html

Батюшка посетил спецучилище г.Каргата.

This gallery contains 6 photos.

10 января, в Святки, в понедельник, священник Максим Карташов, настоятель Каргатского храма, посетил «Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение “Каргатское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»» по приглашению зам директора по УВР Ядровой Светланы Анатольевны. Батюшка начал общение с детьми с повторения материала прошлого занятия, которое было 11 ноября. Батюшка обновил знания, умения, навыки того, как правильно нужно накладывать на себя крестное знамение (креститься). Дети помнили беседу о вере в Бога, краткие молитвы «Господи помилуй» и «Господи спаси и сохрани». На беседе, которая длилась 1 час, присутствующих было 49 человек вместе с воспитателями.  Вспомнили пять пунктов, чем отличается верующий человек от неверующего (молитва, чтение Священного Писания, борьба со страстями, Исповедь и Причастие Святых Христовых Таин). Поговорили о том, что такое Церковь (Богочеловеческий живой организм). О таинстве Евхаристии. Батюшка почитал Евангелие от Матфея с пояснениями, вспомнили события Праздника Рождества Христова. Прочитал молитву «Отче наш» и «Символ веры». Запланировали разбор первого предложения вероучения «Символа Веры» на следующий раз. Отец Максим попросил воспитанников воздерживаться от сквернословия и выражаться  на великом русском языке. В конце сделали общую фотографию с детьми.

IMG_20220110_183047 IMG_20220110_184004 IMG_20220110_184018 IMG_20220110_185638

Праздник Рождества Христова в Маршанке.

7 января 2022 года, в Праздник Рождества Христова, в селе Маршанское, Каргатского района, прихожане домового храма Покрова Божией Матери прославили Богомладенца Христа молитвой и колокольном звоном на походной звоннице прихода. Не смотря на то, что в храме нет отопления (сломался насос и прогнил пол), староста храма Наталья Гусакова (поддерживала мужчин молитвой и присутствием) с супругом Андреем (звонил в колокола) и сыном Антонием (снимал видео), прихожанкой храма Сусанной Мигда (поддерживала мужчин молитвой и присутствием) с сыном Дмитрием (звонил в колокола), пришли в храм и прославили Христа. Молились о том, чтобы Господь благословил грядущий Новый Год и даровал жителям села телесное здравие и душевное спасение.

Дети воскресной школы поздравили пациентов ЦРБ с Праздником Рождества Христова.

This gallery contains 8 photos.

7 января, в пятницу, в новом 2022 году, на Праздник Рождества Христова дети воскресной школы Ильинского храма г. Каргата в храме поздравили прихожан с праздником и исполнили тропарь Рождеству Христову и колядки. Батюшка вручил детям подарки. Далее дети отправились в центральную районную больницу.  С разрешения главного врача Каргатской  ЦРБ, Губоревой Натальи Сергеевны, дети поздравили медработников и пациентов терапевтического, хирургического и детского отделения с Праздником Рождества Христова. Дети исполнили рождественские колядки под руководством Елены Марчевой. Священник Максим окропил всех Крещенской водой, поздравил с Праздником Рождества Христова и пожелал больным скорейшего выздоровления и помощи Божией в добрых делах.

IMG_20220107_153543 IMG_20220107_161526

больн 2 больница 1

 

Снежный вертеп на территории храма.

This gallery contains 2 photos.

В новом 2022 году на территории храма Святого Илии Пророка был сделан снежный вертеп символизирующий  место, пещеру, где родился Богомладенец Христос. Помощь по сгребанию снега в большую кучу оказала организация, которая пожелала остаться неизвестной. С художественным оформлением Вертепа помогла начальник отдела культуры Каргатского района  Ирина  Владимировна Кирхкеснер с художником Галиной Александровной Граниной и оформителями Андреем Викторовичем Нефедевым и  Станиславом Анатольевичем Полеевым. Настоятель храма иерей Максим Карташов от лица прихожан выражает всем участникам процесса по благоустройству храмовой территории благодарность с наилучшими пожеланиями в Новом Году от Богомладенца Христа обильных Его милостей. Спаси Всех Господи.

Календарь

Расписание Богослужений.